• ivadim13

Архивная находка: подпись-автограф юного Симеона Абачина (преподобного Серапиона Черемшанского)!

В Государственном архиве Саратовской области хранится немало ценных и интересных документальных материалов по истории местного староверия. Они ярко и наглядно раскрывают взаимоотношения между государственной властью и гонимыми старообрядцами в царское время.

Одно из интересных «дел» мне недавно пришлось прочесть. Оно хранится в фонде Саратовского губернатора (ГАСО, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 513) и озаглавлено «Ходатайство саратовских старообрядцев о возвращении им их молитвенного здания, обращенного в единоверческую церковь». Дореволюционное название дела таково: «Дело по Предписанию Г. Министра Внутренних <дел> о объявлении Саратовским раскольникам на их просьбу. Началось 4 Июня 1844 г. Кончено 4 февраля 1846. №70»


Покровская старообрядческая церковь в Саратове, переданная единоверцам


В 1843 году у саратовских староверов было изъято здание церкви. Саратовское купечество попыталось не только возвратить храм старообрядцам, но и выхлопотать разрешение легально содержать при храме священника на тех правах, которые были дарованы староверам Екатериной Второй (эти права были отменены в николаевскую эпоху). Было написано прошение на имя министра внутренних дел России, текст которого приводим с подлинника:

«Получено 11 мая 1844. Его Высокопревосходительству Господину Министру Внутренних Дел, Члену Государственного Совета, Гофмейстеру, Камергеру, Сенатору и Товарищу Министра Уделов, Льву Алексеевичу Перовскому. Саратовских Старообрядцев, исповедующих веру Поповского согласия. Покорнейшее прошение. Старшинам Саратовского Старообрядческого общества Г. Полицмейстером 20 Ноября прошедшаго 1843 года объявлено с подпискою предписание Господина Начальника Губернии от 19 того ж Ноября за № 44, что принесенная <sic!> от общества нашего Вашему Высокопревосходительству в Августе месяце того же года прошение о дозволить <sic!> нам иметь Священника на общих правилах, Высочайше утвержденных в 26 день Марта 1822 года, быть как тем священникам, так Молитвенному дому и нам, Старообрядцам, под ведомством Гражданского Начальства, которая <sic!> составлена без уважения, и когда пожелаем мы иметь такового обратились бы о сем к Епархиальному Архиерею, по поводу коему из числа нашего общества (составляющего обоего пола более 2000 душ) с небольшим 50 человек подали просьбу к исправляющему должность Господину Начальнику Губернии просили снестись с местным Епископом о дозволении иметь в Молитвенном нашем доме Священника по избранию общества и по согласию того Священника на правилах тех, какие у нас доныне продолжались, и по сему неожиданная перемена мирной и душеспасительной нашей жизни ввергнула нас в новое и бедственное положение. Сверх нашего чаяния 23 Декабря истекшего года в помянутый наш Молитвенный дом по распоряжению Правительства и без согласия всего общества введен единоверческий Священник к отправлению Богослужения, а по сему общество наше находится в сердечном и неутешном унынии, потому чтобы нам согласиться на новое Духовное перерождение, т.е. последовать в Единоверие, ни по совести, ни по чувствам нашим присоединиться не имеем возможности, и за то мы преследуемся, как будто бы преступники, только за те права, что находимся по преданию родителей, содержимой <sic!> Старообрядческой Вере предков наших, и от того мы пред верховною Властию <sic!> кажемся людьми ниже всякого сословия и по сим обстоятельствам не в состоянии мы выразить всей нашей скорби и плача, и надеемся, благотворительная душа Вашего Высокопревосходительства может это понять и быть заступником <sic!> за нас, стесненных тем более, что все вероисповедующия <sic!> в благословенной России терпимы и охраняемы законами. Молитвенный наш храм построен в городе Саратове на собственное общества нашего иждивение более 50 лет и защищаем узаконениями 1-го т<ома> Основных Государственных законов 44 ст<атьи> XII уст. <sic!> предупреждений и пресечений преступлений <sic!> от 46 и 48 и в продолжении оного времени разными пожертвованиями от нас же обогащен, но вышеозначенное малозначущее количество из нашего общества, тот наш Молитвенный дом приняли в свое заведывание со всем при оном Церковным благолепием и строением, но мы, около 2000 душ обоего пола, остались без храма и молитвословия, а посему вынужденными себя находим прибегнуть под покровительство Высшего Начальства. Ваше Высокопревосходительство, сжальтесь на нас <sic!> сиротствующих, оставшихся без